РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2021 года г.Бузулук
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Санфировой О.П.,
при секретаре Савиной О.Н.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,, действующего на основании доверенности от ** ** ****,
представителя третьего лица – ФИО3, действующей на основании Устава школы,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, с участием третьего лица МОБУ «Колтубанская основная общеобразовательная школа»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, указывая, что ** ** **** обратилась в Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бузу-луке Оренбургской области (межрайонное) (далее Пенсионный фонд) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку её педагогический стаж достиг 25 лет и в соответствии с п.п.1.19 ст. федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" у неё возникло право на назначение указанной пенсии.
** ** **** Начальник Пенсионного фонда своим решением № в назначении ей указанной пенсии отказал. Не включили в стаж, дающий право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости период работы с ** ** **** по ** ** **** в должности координатора неполной средней школы. Всего: 02 года 00 месяцев 01 день.
Действительно, работа по должности координатор не даёт право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Но, из предоставленных документов следует, что в указанный период она в порядке совмещения должностей работала учителем русского языка и литературы с педагогической нагрузкой за ставку заработной платы (18 часов в неделю).
Таким образом, на день обращения (** ** ****) г. с заявлением в Пенсионный фонд о назначении мне досрочной страховой пенсии по старости мой льготный педагогический стаж составил 26 лет 03 месяца 25 дней, а с учётом требований вышеуказанного закона фактическое право на досрочную страховую пенсию по старости возникло с ** ** ****.
Просит суд признать Решение отделения ПФ ГУ- отделение ПФ но Оренбургской области от ** ** ****№ в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) от ** ** ****№ в части отказа включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период работы в должности учителя с ** ** **** по ** ** **** - не соответствующим действующему законодательству в Российской Федерации (незаконным).
Обязать Государственное учреждение - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период работы в должности учителя с ** ** **** по ** ** ****.
Обязать Государственное учреждение - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области назначить и выплачивать ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с ** ** ****.
Определением суда от ** ** ****. заменен ответчик на ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области.
Определением суда от ** ** ****. привлечено к участию в деле в качестве третьего лица МОБУ «Колтубанская основная общеобразовательная школа».
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании иск не признал и пояснил, что в соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённом названным постановлением. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 -1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка. В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). Должность «координатор» не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Списка от 06.09.1991 г. № 463, поэтому работа в указанной должности не подлежит включению в стаж, дающий право па досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы). На основании пункта 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 для учителей 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы составляет 720 часов в год (18 часов в неделю).
Представитель третьего лица пояснила, что поддерживает исковые требования, она работает в школе с ** ** ****., с ** ** ****. работает директором школы. Истец работала в должности учителя в школе с ** ** ****г. по ** ** ****, в трудовой книжке истцу записали должность координатором, т.к. истец исполняла обязанности и координатора.
Выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного Постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее по тексту - Правила N 781).
Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрено, что право на досрочное назначение пенсии по старости имеют учителя, работающие в школах всех наименований и в центрах образования.
В Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 поименована должности "учитель", должность "координатор" отсутствует.
Согласно пункту 4 Правил N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях, в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Вместе с тем, пунктом 6 Правил N 781 предусмотрено, что работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Из материалов дела следует, что ** ** **** истец обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) от ** ** **** ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Истице требуется специального стажа не менее 25 лет. Пенсионный фонд насчитал 24 года 03 месяца 24 дня.
В стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости не был засчитан период:
- ** ** **** - ** ** **** (02л. 00м. 00.) - период работы в должности координатора <данные изъяты> неполной средней школы Бузулукского района.
В соответствии с записями трудовой книжки ФИО1 с ** ** **** переведена на должность координатора <данные изъяты> средней школы (запись №), затем с ** ** **** переведена учителем начальных классов (запись №).
Из справки <данные изъяты> основной общеобразовательной школы от ** ** ****. следует, что ФИО1 за период с ** ** ****. работала учителем русского языка и литературы с нагрузкой: ** ** ****-18 часов, ** ** ****-16 часов.
Согласно тарификационных списков <данные изъяты> основной общеобразовательной школы по состоянию на ** ** ****. указана занимаемая должность ФИО1- координатор, русский, литература, педагогический стаж 1год, число уроков в неделю -18.
Согласно тарификационных списков <данные изъяты> основной общеобразовательной школы по состоянию на ** ** ****. указана занимаемая должность ФИО1- координатор, русский, литература, педагогический стаж 2 года, число уроков в неделю -16.
В справке работодателя, уточняющей особый характер работы от ** ** ****. спорный период работы истицы в должности координатора с ** ** **** по ** ** **** указан как период, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитель русского языка и литературы. Данный факт свидетельствует о том, что работодатель подтверждает льготный характер работы истицы в указанный период работы.
В данном случае, суд исходит из того, что лицам, работавшим в должности координатора, и одновременно осуществлявшим педагогическую деятельность в качестве учителя, расположенных в сельской местности общеобразовательных школ, такая работа подлежит включению в специальный (педагогический) стаж независимо от выполнения ими нормы педагогической нагрузки.
В данном случае юридическое значение для определения возможности включения периода работы в льготный стаж имеет лишь факт осуществления функций учителя в сельской местности без учета, является ли такая работа основной, либо работой, по совместительству, а также объема выполняемой учебной нагрузки. Поскольку материалами дела подтверждается факт осуществления истицей в спорный период педагогической деятельности в должности учителя русского языка и литературы в <данные изъяты> основной общеобразовательной школе, расположенной в сельской местности, невыполнение истцом учебной нагрузки в ** ** ****. работы в сельской школе, с учетом положений пункта 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не имеет правового значения.
Суд приходит к выводу о включении в специальный стаж истца спорные периоды работы в качестве учителя <данные изъяты> основной общеобразовательной школы с ** ** **** по ** ** ****.
На основании п. 1 статьи 22 Федеральный закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включения в стаж спорных периодов, 25 лет педагогического стажа у истицы выработано по состоянию на 27 сентября 2019г.. Соответственно, истец имела право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по истечении 6 месяцев с этой даты, суд приходит к выводу о наличии оснований для назначения указанной пенсии с момента обращения за ней в пенсионный фонд - с ** ** ****.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика необходимо взыскать в пользу истца расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение начальнику Управления
Пенсионного Фонда РФ в г. Бузулуке (межрайонное) от ** ** ****№ в части отказа включить ФИО1 в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы в должности учителя с ** ** **** по ** ** ****.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области включить ФИО1 в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы в должности учителя в МОБУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» с ** ** **** по ** ** ****.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с ** ** ****.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области в пользу ФИО1, расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.П. Санфирова.
Решение принято в окончательной форме 6 декабря 2021 года.
Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2(1)-2127/2021, находящемся в производстве Бузулукского районного суда.